Закон о промышленной безопасности: теория и практика

Шесть лет назад был принят Федеральный закон N116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Трубопроводный транспорт, в частности тракспортировка газа, уникален целым комплексом специфических факторов, что обусловливает и некоторые существенные особенности выполнения требований этого закона. В ходе многолетнего сотрудничества ООО "Лентрансгаз" с ООО "Городской центр экспертиз" был накоплен значительный опыт в области реализации требований действующего законодательства.

Реализация мероприятий промышленной безопасности на предприятии требует создания и эффективного функционирования определенной системы управления промышленной безопасностью. Она может быть определена как совокупность органов управления (в том числе специально созданных), сил и средств, направленных на реализацию требований ФЗ "О промышленной безопасности...", нормативно-технических документов в области промышленной безопасности и т. д. Предлагаемый системный подход базируется на основе определений. вводимых законом.

Важнейшим из них является определение промышленной безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий (их последствий) на опасных производственных объектах (ОПО).

Экономическая составляющая закона заключается в попытке переноса материальных затрат, вызванных ликвидацией последствий вероятной аварии, с предприятия и бюджетов всех уровней на внебюджетные фонды - фонды страховых организаций. Законом зафиксированы лимиты ответственности (минимальные страховые суммы) по ОПО всех типов опасности. Отнесение промышленных объектов предприятия к категории опасных производственных осуществляется путем идентификации.

Процедура идентификации включает в себя:

- выделение ОПО из совокупности всех основных фондов предприятия;

- определение типов опасности ОПО;

- установление лимита ответственности предприятия.

Полученные данные используются при регистрации ОПО в Государственном реестре опасных производственных объектов, страховании, планировании мероприятий по декларированию ОПО, проведении соответствующих экспертиз промышленной безопасности, сертификации оборудования, разработке положения о производственном контроле на предприятии и т. д.

Следует отметить, что исключительно важной задачей является формирование Государственного реестра опасных производственных объектов. Это, по существу, единственный документ, имеющий соответствующий государственный статус, в котором аккумулируется информация по объектам, в значительной степени формирующим техногенную нагрузку на окружающую природную среду и население. Данные реестра в определяющей степени должны быть источником информации при создании региональных и государственных программ, направленных на снижение техногенной нагрузки. Естественно, что столь важный документ должен формироваться на основе достоверной информации, которую может обеспечить только корректное проведение идентификации.

Опыт ООО "Лентрансгаз" показывает, что идентификация ОПО действительно является отправным моментом, краеугольным камнем в процессе выстраивания на предприятии эффективной системы управления промышленной безопасностью. Однако осуществление мероприятий по идентификации осложнено некоторыми объективными причинами, к числу которых относятся несовершенство самого закона, методической базы и подзаконных актов, а также межведомственные барьеры.

 

Контакты

Экспертиза промышленной безопасности в УР.

адрес: г.Ижевск , Тимирязева 23

тел.: 8 (3412) 635-637

e-mail: zakaz@promecobezopasnost.ru

 

Безопасность

Промышленная безопасность предполагает защиту людей от аварий и их последствий на производстве. Контроль и оценинка подобной безопасности, проводится посредством экспертизы промышленной безопасности.
Проведение подобной экспертизы является основным требованием Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»