Отсутствие или несрабатывание систем АЗК

Отсутствие или несрабатывание систем АЗК приводит при разрыве газопровода к стравливанию примерно 5-7 млн м3 газа на участке между КС. Детальный анализ эффективности методов и средств снижения экологической опасности при разрывах газопроводов осуществлен сотрудниками ВНИИГАЗа (З.Т. Галиуллиным и др.), в работах которых показаны достоинства и недостатки существующих систем АЗК. Заслуживает внимания разработка специалистами ООО "Томсктрансгаз" и учеными Томского госуниверситета автомата АЗК [3], работающего без применения электроники и дополнительных энергетических затрат.

Согласно ОТС-ЗРА-98, разработанному ОАО "Газпром" , в качестве входного сигнала для срабатывания автомата АЗК должна быть принята скорость падения давления газа в трубопроводе в диапазоне (для рабочих давлений 3,5-8,5 МПа) от 0,1 до 0,35 МПа/мин. Автомат АЗК не должен срабатывать при значении скорости падения давления, составляющей 97 % от величины настройки.

Для замера давлений использованы один или два интеллектуальных датчика с точностью измерения до 0,01 кг/см2. Величина порогового значения падения давления за 1 мин, при которой должен быть выработан сигнал на закрытие крана, соответствует регламентированному ОТС-ЗРА-98. В случае выявления превышения порогового значения скорости падения давления в газопроводе контроллер подает сигнал на закрытие крана.

При разработке системы АЗК учтены перспективы развития уровня телемеханизации и автоматизации газопроводов. В частности, контроллер представляет собой мини-компьютер с программным обеспечением, которое может быть дополнено в соответствии с требованиями текущих задач. Интеллектуальные датчики давления системы АЗК могут также использоваться для контроля текущего давления по длине газопровода как по запросу с диспетчерского пункта, так и по заданной программе с определенной дискретностью и автоматической записью в память устройства.

Разработанные интеллектуальные датчики давления и система АЗК запатентованы в Российской Федерации (патенты на изобретение N 2199088, N 2199089, N 2199145). Интеллектуальная система АЗК находится на стадии патентования в ведущих странах Европы в установленном порядке.

Наличие вышеуказанных проблем в системе ЕСГ во многом объясняется низкой надежностью датчиков и низкой точностью измерения текущих эксплуатационных параметров, в первую очередь давления.

Нами разработаны и испытаны в стендовых и промышленных условиях интеллектуальные датчики давления НТГЦ-1, -2. Было испытано семь датчиков давления с разными пределами измерения (2,5-10 МПа), обладающих высокой точностью измерения (0,001 МПа) и чувствительностью (менее 0,0001 МПа). Промышленные испытания проводились в ООО "Баштрансгаз". Датчики устанавливались в технологической обвязке ГПА, в системе топливного газа и на линейной части. В процессе испытаний наряду с замерами давления были проведены работы по обнаружению утечек газа различной интенсивности. Результаты испытания показали высокую надежность и работоспособность приборов, возможность обнаружения утечек на расстоянии до 40 км. С использованием этих датчиков разработаны технологии управления параметрами газопровода, системой АЗК.

123

Контакты

Экспертиза промышленной безопасности в УР.

адрес: г.Ижевск , Тимирязева 23

тел.: 8 (3412) 635-637

e-mail: zakaz@promecobezopasnost.ru

 

Безопасность

Промышленная безопасность предполагает защиту людей от аварий и их последствий на производстве. Контроль и оценинка подобной безопасности, проводится посредством экспертизы промышленной безопасности.
Проведение подобной экспертизы является основным требованием Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»